Не гаджетом единым: Простые советы родителям, чем занять ребенка кроме телефонa
Психолог Миросенко перечислила признаки зависимости от гаджетов у детей
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ С МАЛЫШОМ
Подсказывает Кирилл Диденок, блогер и папа двоих детей: пятилетнего мальчика и двухлетней девочки. Находчивый и вовлеченный отец, который проводит все свободное время с детьми и знает, как их увлечь. Участник шоу «Папа вам не мама». Он считает, что гаджеты и экранное время нужно ограничивать с раннего детства: «Поверьте, у малышей, которые не знают, что такое мультики, отлично развита фантазия, и они сами знают, как себя увлечь!»
Советы для родителей дошколят:
1. Просто идите гулять.
2. Вовлеките ребенка во всю домашнюю деятельность.
Любая взрослая «рутина» — целое приключение для детей. Приготовьте вместе какое-то блюдо: пусть чадо разбивает яйца, замешивает тесто, открывает духовку под вашим чутким руководством.
А еще дети очень любят гладить. Конечно, придется за ними следить, но это будет настоящее приключение для ребенка!
3. Устройте день творчества во всех его проявлениях.
Очень важен свободный доступ к художественным материалам, пластилину, краскам, картонкам, ножницам, клею, блесткам и так далее. Покажите ребенку, какие интересные поделки можно соорудить и творите вместе. Можно придумать какой-то интересный повод, например, готовые шедевры вы подарите бабушке.
4. Поиграйте в настольные игры, соберите пазлы.
Дети отлично осваивают «уно», домино, бродилки. А лего, мозаика, пазлы, раскрашивание по номерам – это может увлечь всю семью.
5. Почитайте вместе книжки.
Это не так скучно, как думают многие. Чтение отлично развивает воображение, можно разглядывать картинки, фантазировать и додумывать разные сценарии концовок или реплик из книги.
6. Побездельничайте вместе!
Нет никакой необходимости постоянно чем-то занимать ребенка — его психика перегружается. Поэтому порой «поскучать» очень даже полезно.
2. Вовлеките ребенка во всю домашнюю деятельность.
Любая взрослая «рутина» — целое приключение для детей. Приготовьте вместе какое-то блюдо: пусть чадо разбивает яйца, замешивает тесто, открывает духовку под вашим чутким руководством.
А еще дети очень любят гладить. Конечно, придется за ними следить, но это будет настоящее приключение для ребенка!
3. Устройте день творчества во всех его проявлениях.
Очень важен свободный доступ к художественным материалам, пластилину, краскам, картонкам, ножницам, клею, блесткам и так далее. Покажите ребенку, какие интересные поделки можно соорудить и творите вместе. Можно придумать какой-то интересный повод, например, готовые шедевры вы подарите бабушке.
4. Поиграйте в настольные игры, соберите пазлы.
Дети отлично осваивают «уно», домино, бродилки. А лего, мозаика, пазлы, раскрашивание по номерам – это может увлечь всю семью.
5. Почитайте вместе книжки.
Это не так скучно, как думают многие. Чтение отлично развивает воображение, можно разглядывать картинки, фантазировать и додумывать разные сценарии концовок или реплик из книги.
6. Побездельничайте вместе!
Нет никакой необходимости постоянно чем-то занимать ребенка — его психика перегружается. Поэтому порой «поскучать» очень даже полезно.
С ПОДРОСТКАМИ ПРИДЕТСЯ ПОКРУТИТЬСЯ
Подростков сложнее увлечь. Заменять гаджеты нужно чем-то, что ему действительно интересно:
- Сходите в музей, в театр, на выставку, в кино или на концерт.
- Творчество, причем в подростковом возрасте интересно что-то прикладное. Можно вышить что-нибудь на любимой футболке (ребенок на вашей, а вы на его), отправиться на кулинарный или гончарный мастер-класс.
- Получите вместе новые эмоции — покатайтесь на лошадях, сходите на массаж, посетите аквапарк, совершите заезд на картинге, полетайте в аэротрубе.
- И справедливости ради хочется отметить — если вы сами не можете занять себя без телефона и телевизора, то начать, пожалуй, стоит не с ребенка. Иначе вам сложно будет доказать сыну или дочери, что смотреть телевизор круглосуточно плохо, - говорит Кирилл Диденок.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: ВСПОМНИТЕ ДЕТСТВО
Пятилетний ребенок корреспондента KP.RU в том благодарном (как считают многие психологи) возрасте, когда любое времяпрепровождение с родителем будет воспринято с восторгом.
Когда однажды на даче отключили свет вечером, мы залезли с четырехлетней дочерью под одеяло с фонариком, и я рассказывала страшные истории из пионерского детства про черную руку, зеленые пальцы и прочие красные пятна. Правда, с хорошим концом, чтобы не особо пугать ребенка. До сих пор дочь вспоминает этот момент со смешанным чувством восторга и ужаса.
Из практики других родителей неплохо «заходят» даже с подростками такие вещи:
Когда однажды на даче отключили свет вечером, мы залезли с четырехлетней дочерью под одеяло с фонариком, и я рассказывала страшные истории из пионерского детства про черную руку, зеленые пальцы и прочие красные пятна. Правда, с хорошим концом, чтобы не особо пугать ребенка. До сих пор дочь вспоминает этот момент со смешанным чувством восторга и ужаса.
Из практики других родителей неплохо «заходят» даже с подростками такие вещи:
- Поспорить, кто быстрее нарисует слона и «сломаться» на хоботе. Вообще любой несерьезный спор – например, кто быстрее съест яйцо – это забавно и очень запоминается.
- Прочитать заданное в школе по ролям. Или вообще разыграть целую пьесу. Уроки можно учить с театральными эффектами. Например, биологию - голосом Дроздова.
ВАЖНО
Как понять, что ребенок зависим от гаджетов
Гаджетозависимость – это в буквальном смысле слова невозможность жить без объекта аддикции (то есть привычки, пагубной страсти), - говорит психолог Олеся Миросенко. – И есть четкие внешние признаки гаджетозависимости:
- Ребенок не выпускает телефон из рук, даже в ванной или туалете.
- Совсем ничем другим не интересуется – не увлекают секции, кружки, нет интересов без телефона.
- Испытывает ощутимый стресс, если гаджет отнимают или приходится его отложить, например, ради уроков.
- Концентрация, внимание и производительность снижается.
- Даже спит с ним, из-за чего ухудшается качество сна.
Кто в зоне риска:
В первую очередь, дети, с ранних лет контактирующие с техникой, а также:
В первую очередь, дети, с ранних лет контактирующие с техникой, а также:
- Те, у кого недостаточно выстроена эмоциональная близость между ними и родителями.
- Дети с высоким уровнем тревожности, использующие уход в гаджеты как стратегию совладения с ситуацией (ее еще называют копинг-стратегия - от англ. coping, coping strategy. Это действия, предпринимаемые человеком, чтобы справиться со стрессом).
- Дети, которые испытывают недостаток активностей или возможности проявить себя в реальной жизни.
- Дети, у которых на глазах родители или другие близкие люди также не выпускают телефонов из рук (да-да, народная мудрость нам об это давно твердит: «от осинки не родятся апельсинки», «с кем поведешься, от того и наберешься» и т.д.) .
Попытки по возвращению гаджетозависимого ребенка в реальную жизнь должны вестись по двум направлениям, - говорит Олеся Миросенко. - С одной стороны, нужно ограничивать время контакта с гаджетами и вводить правила их использования. С другой — углублять личный контакт с ребенком, создавать игровые ситуации в реальной жизни, а также обучать его разным методам совладения со сложными эмоциями.